Юридическая клиника

Руководитель юридической клиники: Касымовская Полина Петровна

Юридическая клиника — участник негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Юридические клиники создаются на базе высших учебных заведений с целью правовой помощи и правового просвещения населения и формирования у обучающихся по юридической специальности навыков оказания юридической помощи.
История возникновения и развития термина «Юридическая клиника»

Впервые термин «юридическая клиника» употребил в 1855 году профессор Казанского университета Дмитрий Иванович Мейер в статье «О значении практики в системе юридического образования». «Я позволяю себе это выражение, — писал Мейер, — имея в виду, что клиника сама по себе означает только применение знания к делу». В этой же статье он указал, что им была устроена «юридическая клиника», куда частные лица являлись за советами, которые давал сам профессор в присутствии студентов.
Широко использоваться термин начал в конце 19 века в связи с обсуждением вопроса о преподавании права в России.
Первое упоминание термина «юридическая клиника» в зарубежной литературе относится к 1900 году, когда в журнале «Deutsche Juristen-Zeitung» была опубликована статья профессора Георга Фроммгольда под названием «Juristische Kliniken».
Профессор А.О.Люблинский в своей статье «О юридических клиниках», опубликованной в «Журнале Министерства юстиции», поддерживает идеи профессора Фроммгольда и отмечает недостатки отечественного юридического образования, как исключительно теоретического: «Указывая на то огромное значение, какое имеют для врачебной практики клиники, существующие при медицинских факультетах и академиях, Фроммгольд предлагает наподобие их устроить клиники при юридических высших учебных заведениях, где учащиеся разбирали бы под руководством профессора не вымышленные или отжившие юридические казусы, а оказывали бы непосредственную юридическую помощь нуждающимся в том лицам, занимаясь живыми, неразрешенными еще делами».
В этих же публикациях впервые были сформулированы основные требования клинического обучения: бесплатный характер оказания услуг, требования к квалификации и опыту практической деятельности руководителей, допуск к обучению в клинике студентов, ограничение видов оказываемой помощи и т.д.
Организация работы в Юридической клинике Магнитогорского филиала РАНХиГС

Юридическая клиника Магнитогорского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ была основана в ноябре 2011 года с целью получения студентами направления Юриспруденция профессиональных практических навыков юридической деятельности, закрепления теоретических знаний, полученных студентами в ходе изучения правовых дисциплин, выработки у студентов необходимых профессиональных навыков посредством оказания бесплатной юридической помощи гражданам города Магнитогорска и Челябинской области, общественным организациям.
К работе в Юридической клинике привлекаются студенты старших курсов под руководством преподавателей, являющихся специалистами по соответствующему направлению деятельности клиники. На первом этапе студенты получают теоретические знания в сфере анализа и подготовки дел к разбирательству, внесудебного урегулирования, проведения переговоров, техники оказания консультативной помощи, разработки нормативных, управленческих и служебных документов, проведения их правовой экспертизы. Только после освоения теоретической части, студенты приступают к практической деятельности – юридическому консультированию реальных клиентов.
Не смотря на то, что в Федеральном законе «О бесплатной юридической помощи» перечислены категории граждан, кому юридическая помощь оказывается бесплатно, наша Юридическая клиника оказывает помощь каждому лично обратившемуся. При этом запись на юридическую консультацию осуществляется по телефону 23-34-73. Если правовая проблема обратившегося за юридической помощью подпадает под те отрасли права, по которым юридической клиникой оказывается помощь, диспетчер регистрирует заявку. Для этого клиенту необходимо сообщить свои фамилию, имя, отчество; адрес и контактный телефон; краткую информацию о существе правовой проблемы, а также иную информацию по просьбе сотрудника консультации. Диспетчерами в данном случае являются сотрудники Центра Правовой Информации «Библиотека Крашенинникова» г.Магнитогорска, так как прием граждан ведется в их помещении.
Консультирование клиентов, обратившихся в юридическую клинику, производится не менее чем за две встречи. В исключительных случаях, если вопрос не представляет сложности для студента-консультанта и на это получено согласие педагога-куратора, обратившийся гражданин может получить консультацию при первой встрече. Однако, по делам, требующим более продолжительного периода рассмотрения, срок консультирования может быть увеличен. Первая встреча назначается диспетчером в момент обращения граждан и представляет собой подробный рассказ обратившегося о правовой проблеме студенту-консультанту. На первой встрече гражданин передает студенту-консультанту копии документов, необходимые для разрешения дела. Вторая встреча назначается студентом-консультантом после согласования ее времени с обратившимся человеком, в ходе которой гражданину непосредственно оказывается правовая помощь. В случае возникновения вопросов, требующих дополнительного времени для подготовки, по усмотрению студента-консультанта назначаются последующие встречи.
Юридическая клиника МФ РАНХиГС оказывает бесплатную юридическую помощь (в том числе в составлении жалоб в Прокуратуру РФ, исковых заявлений и заявлений в суды общей юрисдикции РФ) по следующим отраслям права:

  • трудовое право;
  • право социального обеспечения;
  • гражданское право (в том числе жилищное право);
  • семейное право; налоговое право;
  • наследственное право;
  • защита прав потребителей;
  • административное право;
  • исполнительное производство.
bottom-divider